Для начала, что такое Кашрут? Это свод правил о дозволенности и пригодности чего-либо для человека с точки зрения Писания, в основном, его применяют именно к пище, является она кошерной (дозволенной) или некошерной (недоволенной). Правила Кашрута содержатся в Торе (в Пятикнижии Моисея), перечислены же эти правила в книге Чисел, в 11 главе: «И сказал Г-сподь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас. Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас. Из птиц же гнушайтесь сих [не должно их есть, скверны они]: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его,
всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря. Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для вас; из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле; сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою.
Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас; от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера; и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера. Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жует жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист [до вечера]. Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера; кто возьмет труп их, тот должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера: нечисты они для вас. Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, – сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера. И всё, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты; если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте. Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет [для вас], и всякое питье, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет. Всё, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас; только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснется к трупу их, тот нечист. И если что-нибудь от трупа их упадет на какое-либо семя, которое сеют, то оно чисто; если же тогда, как вода налита на семя, упадет на него что-нибудь от трупа их, то оно нечисто для вас. И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера; и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера. Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его; всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны; не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми,
ибо Я – Г-сподь,Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Г-сподь, Б-г ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я – Г-сподь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Б-гом. Итак будьте святы, потому что Я свят. Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле, чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно.»
И в книге Второзакония, в 14 главе, с 3 по 20 текст: «Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь. Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя; а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас. Всякую птицу чистую ешьте; но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла, и коршуна, и сокола, и кречета с породою их, и всякого ворона с породою его, и страуса, и совы, и чайки, и ястреба с породою его, и филина, и ибиса, и лебедя, и пеликана, и сипа, и рыболова, и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря. Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас, не ешьте [их]. Всякую птицу чистую ешьте.»
Они объясняются/дополняются толкованиями раввинов. Тут можно заключить, что Тора прямо говорит нам о том, что есть нечистые животные и их нельзя употреблять в пищу. Это следующие животные:
1)Млекопитающие на суше:
Чистыми считаются строго травоядные и парнокопытные животные, а именно: коровы, овцы, козы, лоси, газели, олени и т.д. Запрещенные нечистые млекопитающие: свинина, тушканчик, кролик, заяц, лошадь, верблюд, собачатина, насекомые (они не млекопитающие) и т.д. Стоит внимательно относиться к составу продуктов из магазина, ибо желатин делается из свинины, а кармин (красный краситель) из насекомых.
2)Птицы: Чистыми считаются домашние птицы: куры, индейки, перепела, утки, гуси и голуби. Запрещенные нечистые характеризуются тем, что они хищные и перечислены в Лев 11:13-19: орел, гриф, коршун, сокол, страус, сова, чайка, ястреб, филин, лебедь, пеликан, цапля и т.д.
3)Рыбы: Чистая рыба имеет два обязательных признака – у неё есть чешуя и плавники, это: карп, щука, тунец, форель, камбала, лососевые(кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч, семга), скумбрия, минтай, камбала, сельдь, сиги, окунь, дори, или дорадо, сазан, треска, палтус, макрель, сардина, сайра ,мойва, голец. Запрещенная нечистая рыба: сом, осётр, угорь, креветки, раки, омары, осьминоги, кальмары.
Дополнительно: Нельзя употреблять яйца, молоко, икру и продукты сделанные из/произведенные нечистыми животными. Нет запрета использования нечистых животных для здоровья в различных препаратах и медикаментах, т.к. Закон дан для того, чтобы человек жил, а не умирал из-за него. Можно употреблять любую растительную пищу, в том числе и водоросли, грибы, однако стоит подходить ко всему разумно и не употреблять ядовитые и вредные человеческому организму. Интересно то, что с нечистыми животными можно было контактировать при их жизни, например, с верблюдами, которые использовали как транспорт, но после их смерти к ним не разрешалось прикасаться, чтобы не оскверниться. Толкователи дают разные объяснения, причины и критерии того, что делает одних животных чистыми, а других нечистыми. Некоторые предполагают, что это было для сохранения здоровья, израильтяне должны были избегать падаль - остатки убитых по дороге животных, свиньи являлись переносчиками трихинеллеза, зайцы переносчиками туляремии, а креветки повышают уровень холестерина в крови. Но здоровье не является предметов внимания в Левит 11 и Второзаконии 14, ибо ядовитые растения не являются нечистыми. Другие же говорят, что это было для того, чтобы отделить народ Израиля от других народов, нечистыми были объявлены те животные, которые в ближневосточных языческих культах являлись объектами поклонения или использовались для жертвоприношений. Но это ошибочное мнение, ведь в таком случае мерзостью был бы, в первую очередь, объявлен бык, занимавший центральное место ханаанской и египетской религиях. Однако быки, напротив, считались наиболее ценными среди жертвенных животных Израиля. Как видим, хананеи в своих культах приносили жертву тех же животных, что и израильтяне. Кроме того, жители древнего Ближнего Востока обычно считали отвратительными свиней, избегали есть их мясо не приносили жертву (за исключением хеттов, которые использовали их для жертвоприношений). Таким образом, хотя Израиль должен был отличаться от соседних народов во многих аспектах, но выбор животных для священных жертв в число этих отличий не входил. Но почему они являются нечистыми? После перечисления чистых и нечистых животных, говорится о цели подобных ограничений: «Ибо Я — Г-сподь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Б-гом. Итак, будьте святы, потому что Я свят». Таким образом, цель — святость, а животные являются нечистыми в духовном плане, и нам нужно избегать употребления их в пищу, чтобы не оскверниться. ——— Что же об этом говорят Пророки? К примеру, в книге пророка Исайи, 66 главе, 6 тексте мы находим такие слова: «Ибо Г-сподь с огнём и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Г-сподом. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут, говорит Г-сподь». Пророк Исайя ясно говорит нам о том, что в конце времён будут поражены смертью те, кто ел нечистое мясо(свинину), тем самым, он подтверждает важность Кашрута. ——— Но, что же об этом говорит Новый Завет? Петр цитирует завершающие стихи Закона о пище в первом послании Петра 1:14-16: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». Пётр цитировал именно эти слова из Книги Левит 11:44-45: «ибо Я – Г-сподь, Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я – Г-сподь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Б-гом. Итак будьте святы, потому что Я свят». Пётр не просто так использует этот отрывок, который говорит о пищевом Законе, ведь он был полностью согласен с 11 главой книги Левит, что мы можем увидеть в 10 главе книги Деяний, где Петр трижды отказывается есть нечистое, согласно 11 главе книги Чисел и тем самым показывает стойкость убеждений в 16 стихе: «Это было трижды, — и сосуд опять поднялся на небо». Петр, естественно, отказывается, т.к. знает, что Б-г никогда не нарушит и не изменит Своих слов (Псалом 88:35): «Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих». Из этого следует, что Петр был полностью предан Закону Б-жьему, соблюдал то, что написано в 11 главе книги Левит, а так-же цитировал стихи из неё, что так-же подтверждает, что он никогда не ел ничего из скверного или же нечистого: «Но Петр сказал: нет, Г-споди, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деяния 10:14). ——— Таким образом, заповеди Кашрута не изменяются/отменяются в Новом Завете. Но есть несколько текстов, которые многие христиане истолковывают таким образом, чтобы показать то, что Новый Завет отвергает заповеди Кашрута и вся пища является дозволенной после заключения Нового Завета. Это такие тексты, как 7 глава от Марка, 15 глава от Матфея, 10 глава Деяний. Но, каков настоящий смысл этих текстов? В Евангелии от Матфея, в 15 главе Иисус расходится во мнениях с фарисеями по вопросу ритуальной нечистоты. Дискуссия не имеет никакого отношения к тому, следует ли соблюдать кашрут. Фарисеи указывают Иисусу, что Его ученики не моют руки перед употреблением кошерной пищи – хлеба (15:2). Иисус вновь обвиняет фарисеев в пренебрежении моральными заповедями – им следует беспокоиться о сохранении «нравственной чистоты», а не теряться в ритуальных мелочах. Утверждение «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что исходит из уст, – вот, что оскверняет человека» (15:11) следует понимать в этом контексте. Иисус отрицает, что ритуально нечистые руки могут осквернять кошерную пищу, которую едят. Ведь, свиньи нечистые навсегда, согласно Торе, а погружение этого в мяса в воду не очистит это животное, свинья останется нечистым животным. Но аморальные мысли, которые исходят из сердца и затем произносятся устами, делают человека нечистым. Иисус делает лишь такой ограниченный вывод: «Есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (15:20). В Евангелии от Марка в 7 главе тот же самый контекст: «Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, ДЕРЖАСЬ ПРЕДАНИЯ СТАРЦЕВ, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, ЗАПОВЕДЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие ПРЕДАНИЕМ ВАШИМ, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. ЕСЛИ КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА СЛЫШИТ! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.» Если мы внимательно будем читать 7 главу с 1 по 19 стих, то всё так-же увидим, что Иисум тут критикует именно предание старцев, которые учили тому, что пища ритуально нечиста, если есть её неумытыми руками. Слова «если кто имеет уши слышать, да слышит!» говорят нам о том, что Марк записал притчу Иисуса, что мы видем, что дальше «ученики Его спросили Его о притче», тут и так понятно, что Иисус критикует предание старцев и если мы прибавим сюда ещё и текст из Матфея: «Есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (15:20), то всё становится на свои места. Но о чём же говорит 10 глава книги Деяний? Главы 10-11 Деяний,для многих читателей свидетельствуют о завершении соблюдения иудейских пищевых законов. Однако эта перикопа на самом деле посвящена не им. В центре внимания – обращение римского язычника, сотника к последователям Иисуса. Многие древние евреи считали язычников нравственно нечистыми, потому что те поклонялись идолам и практиковали обряды, которые по иудейским стандартам считались аморальными. Некоторых также беспокоило то, что широкое взаимодействие с язычниками может увести евреев от соблюдения Торы. По этим и другим причинам они избегали язычников. Деяния 10-11 показывает, что не все язычники являются морально нечистыми. Корнилий, например, язычник, который боится Б-га Израиля и занимается благотворительностью от имени народа Израиля (10:2). Он не обычный язычник. Петр, один из главных учеников Иисуса и действующих лиц в Деяниях, получил урок через видение, в котором он видит, что все виды животных «четвероногие и пресмыкающиеся земные и птицы небесные» спускаются с неба на скатерти (10:11-12). Трижды небесный голос приказывал ему убить и съесть животных перед ним, но Петр категорически отказывался, утверждая, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого» (10:14). Небесный голос ответил: «Что Б-г очистил, ты не объявляй нечистым» (10:15). Многие заявляют, что эти стихи должны пониматься как буквальное исполнение видения, а именно это значит, что все животные теперь кошерны и позволительны для употребления в пищу. Однако Петр, «недоумевал про себя, что бы значило видение, которое он видел» (Деян. 10:17). В конце концов это видение предполагает аллегорические ассоциации. Еврейский читатель того времени, который был знаком с пророческими и апокалиптическими текстами, содержащими видения (часто с животными), не будет искать буквальный смысл. Действительно, когда Петр посещает Корнилия, он приходит к осознанию того, что Б-г очистил и освятил некоторых язычников – тех, кто оставил безнравственную жизнь и присоединился к движению Иисуса: «И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (10:28). Видение было о «человеке, а не о еде». Будучи законопослушным евреем Торы, Петр не должен стесняться есть и даже проживать с теми язычниками, которые боятся Б-га Израиля и морально очищены. В своих посланиях Пётр пишет, чтобы мы не уходили в заблуждения беззакоников: «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,» (2-ое Петра 3:17). Надеюсь, что данная статья поможет вам понять, что Новый Завет ни в коем случае не отменяет заповеди Кашрута, а наоборот, предупреждает нас, чтобы мы, верующие в Иисуса Христа, Б-га Израилева, не уклонялись в беззаконие.